Главная >> 5 >> 35 >> 3

Жил-был художник один...

Для Кио он делал афишу, для Шаймиева - портрет


Художника-графика Григория Эйдинова я бы назвала успешным имиджмейкером. Искусствоведы пишут про него скучно: "За три десятилетия работы в области книжной графики им оформлено больше четырехсот книг и альбомов... ". Но если вы видели эту "продукцию" - подарочные альбомы "Волшебный мир фарфора" , "Оружие в собрании Национального музея Татарстана" , буклет "Экипаж Ее Величества" , - наверняка согласитесь: у Эйдинова - свой стиль. Изысканный, запоминающийся. Неудивительно, что в 1990 году его пригласили в творческую группу для разработки нового российского герба. Работа Эйдинова вошла тогда в пятерку лучших, отмеченных Борисом Ельциным. Григорий Львович начинал с рекламы. Окончив Казанское художественное училище, трудился в городском комбинате торговой рекламы. Создавал "культурные" афиши, рекламные плакаты для магазинов, разрабатывал оформление городских праздников, цирковых номеров (костюмы, реквизит)...


- Мне приятно вспоминать то время, - говорит он. - Это была отличная школа! У нас был редактор - сочинял уникальные тексты для рекламы, которую я должен был проиллюстрировать. Иногда тексты были в рифму. Такие, например: "Бьет волна о берег скалистый, за волной плывет хек серебристый". Это сейчас смешно, а в годы СССР... А нашего редактора звали Гений Хокеевич. На полном серьезе, это не шутка! Помню, когда я создавал афишу Олегу Попову, Гений Хокеевич хотел лично познакомиться со знаменитым клоуном. И что получилось? Приезжает к нам Попов, тут же выбегает к нему навстречу наш редактор и, протягивая руку, представляется: "Гений!". Попов опешил. Протянул руку и сказал: "Просто талант!"...


Кстати сказать, мастерство Эйдинова высоко ценил не только Олег Попов. Еще - Юрий Никулин, Эмиль Кио...


Любопытно, что с работы рекламного художника-оформителя начинал свою карьеру и Зураб Церетели.


- Мы познакомились с ним в 1972 году в Тбилиси, - вспоминает Григорий Львович. - Церетели, тогда еще мало кому известный, оформлял ресторан на Военно-Грузинской дороге. Не скажу, что мы стали близкими друзьями. Но теперь, когда встречаемся на выставках в Москве, всегда вспоминаем историю нашего знакомства. Как человек, как собеседник он мне очень интересен...


Есть такой афоризм: "Терпение - красиво". Его я вспомнила, когда узнала, что Эйдинов девять (!) раз поступал в столичные вузы - ленинградский институт имени Репина, московский Строгановский. Набирал наивысшую сумму баллов, но... Внука сойфера (так называют человека, который переписывает священные тексты) не принимали. Григорий Львович был уже женат, когда ему предложили учиться на художественно-графическом факультете Чебоксарского педагогического института. Потом его дипломную работу - серию гравюр о строительстве Чебоксарского тракторного завода - признают лучшей, она будет выставляться в Праге на выставке молодых графиков...


Сегодня графика считается абсолютно некоммерческим видом изобразительного искусства, она не приносит большого дохода и не пользуется популярностью у покупателей. Но Эйдинов не гонится за "дешевой" славой. И не гнался никогда. На заре перестройки коллеги были готовы его убить: шутка ли - Эйдинов добился закрытия республиканского "Агитплаката" - знаменитой "кормушки" графиков.


- Просто мне стало стыдно. Нам, создателям никому уже не нужных плакатов "Решения партии - в жизнь!" и "Долой империализм!" платили хорошие деньги - около 200 рублей за разработку одного плаката. Это было нечестно. Надо было либо закрывать эту шарашку, либо в корне менять агитработу - создавать афористичные плакаты, например. Или философские. Но менять стиль работы не захотели...


В 2002 году Григорию Львовичу заказал портрет Минтимер Шаймиев. К тому времени Эйдинов был известен не только как график, но и как живописец.


- Но я сделал графический портрет президента, - рассказывает Эйдинов. - В общей сложности Шаймиев позировал мне шесть часов. Не мне одному - нас было четверо: я, живописец Зуфар Гимаев и два московских скульптора...


Теперь портрет Минтимера Шаймиева "обитает" в мастерской художника.


- Меня это не обижает, абсолютно, - говорит Григорий Львович. - Я доволен своей работой. И рад, что выпала мне возможность близкого общения с президентом.


Именно во время этих сеансов Шаймиев узнал, что фирменный стиль его многотомника "Татарстан - прогресс через стабильность" разработал Эйдинов. Благодарил: строгое оформление серии - золотые буквы на темно-синем и сером фоне - пришлось ему по душе. Хотя люди из окружения президента настоятельно советовали Эйдинову оформить книги "богато": побольше золота, побольше красного...


В эти дни в Выставочном зале Союза художников работает выставка "Новая графика-4". Автор этого проекта - Григорий Эйдинов. Тонкий, виртуозный, признанный всеми график, он демонстрирует еще один свой талант - менеджера и куратора. Собрать в большую экспозицию высококлассные произведения коллег - это надо уметь...