Главная >> 5 >> 4

ЕГО МОТИВЫ - ЛЕС И ДАЛИ

В прошлом году литературная общественность отметила 100-летие со дня рождения Николая Ивановича Ладыгина - художника и поэта. К юбилейной дате были выпущены две книги его стихов - "И лад, и дали" (Москва), "И жар, и миражи" (Тамбов). В них было собрано основное палиндромическое наследие человека, которого при жизни называли "тамбовским словотворцем", "тамбовским мудрецом", а его "двояковыпуклую речь" словесным кружевом.


Творчество Н. Ладыгина уникально по своей природе, о чем свидетельствовали его современники, умевшие ценить поэтическое слово и знавшие в нем толк. "Космодромом поэзии" назвал стихи "словотворца" тамбовский ученый-литературовед Борис Двинянинов. В ряде московских изданий Ладыгина ныне именуют классиком русского палиндрома, стихи его помещают в столичные антологии и хрестоматии. Имя Николая Ивановича по праву стоит рядом с именем легендарного Велимира Хлебникова. А московский поэт Игорь Кобзев считал, что палиндромы тамбовца "не хуже хлебниковских, а, пожалуй, лучше, совершеннее, содержательней, афористичней". Федор Сухов, поэтический дар которого но нуждается в представлениях", познакомившись с палиндромами Н. Ладыгина, писал ему: "Завидую вашему умению владеть словом. Впервые в жизни я так удивлен - я встретился с настоящим искусством и человеком". Как говорится, такая оценка дорогого стоит,


А ведь палиндромическое наследие Николая Ивановича не так просто для восприятия. Оно требует очень вдумчивого и неторопливого чтения. Хотя, и об этом стоит сказать, обратимый стих (так называют палиндром) не является изобретением "тамбовского мудреца", эта древнейшая форма стихосложения известна с античных времен. И русские поэты отдали в свое время дань акцентному стиху - Полоцкий, Державин, Хлебников, Брюсов, Сельвинский. Но только Н. Ладыгин всецело посвятил себя этому труднейшему виду творчества, Это не было "сознательным штукарством" (В. Маяковский). Палиндром углубляет информацию, расширяет область искусства, позволяет продемонстрировать богатейшие возможности русского языка. Все это можно было бы назвать лабораторными опытами со словом, если бы его стихи не зачаровывали своей музыкой, ритмикой, образностью, афористичностью. Они •- живой поэтический родник, обновляющий душу, потому и выдержали испытание временем. Тридцать лет нет на свете их творца, а они живут, волнуют, радуют, заставляют задумываться, спорить. Тамбовский словотворец возвел палиндром в форму поэтического мышления, обратным стихом он писал целые поэмы. Только В. Хлебников мог себе позволить такое!


Выход прекрасно изданных юбилейных сборников Ладыгина стал поистине праздником для многих любителей поэзии, огромным шагом в развитии акцентного стиха.


В творчестве мастера переплелись два вида искусства - поэзия и живопись. Стихи его изобразительны, а живописные работы поэтичны. К большому сожалению, тамбовцы мало знакомы с его живописным наследием, он выставлялся редко, а персональной выставки так и не дождался. Юбилейные торжества в определенной степени восполнили этот пробел. Выставки его работ (преимущественно пейзажей) состоялись в Тамбове в музейно-выставочном комплексе, в Моршанском историко-художественном музее и совсем недавно - в Доме культуры рабочего поселка Первомайский. Художественный мир мудреца и поэта никого не оставил равнодушным. Профессор ТГУ им. Г. Р. Державина Владимир Руделев, доктор филологических наук, был буквально потрясен увиденным на выставке а МВК. "Где же все это было, где хранилось? - воскликнул он. - Никто из наших местных художников не писал тамбовскую природу так любовно и проникновенно. Вы посмотрите только, как он каждый раз по-новому изображает воду, она у него в каждом этюде, в каждой картине другая. Поразительно!"


Поэтесса Валентина Дорожкина также очень высоко оценила мастерство живописца: "Встреча с его полотнами, - сказала она, - привносит в душу гармонию. Их хочется разглядывать долго, ибо отображенный поэтический мир природы не только положительно влияет на сердце, но и творчески вдохновляет".


Особый разговор о пейзажах Ладыгина на березовых срезах. Некоторые из них хранятся в семьях тамбовцев. Изящные миниатюрки, о рамке для которых позаботилась сама природа, настолько оригинальны по исполнению, что давно стали редкими сувенирами. Поэт Евстахий Начас двадцать лет назад посвятил этому маленькому чуду стихотворение. В нем были такие строки:


Он рисовал над Цною


солнцевсходы,


Стога в лугах, знакомые


до слез.


Закаты, перелески, травы, воды


Переносил не срезы


из берез.


Да, "их было сто невиданных пейзажей, сошедших на березовый овал", и в каждом из них отразилась любящая душа их творца.


И замечательно, что художник дождался своего часа свидания со своим зрителем, его сыновья Борис и Алексей подготовили эти выставки, которые для многих стали подлинным откровением, "Непознанный, как неолит", - написал Н. Ладыгин о своем друге, коллекционере Н. Никифорове. Но непознанным до последнего времени оставался и сам творец. По его собственным словам, он всю жизнь занимался творчеством и созиданием, и очень хорошо, что сотворенное им становится достоянием людей, ради которых работал поэт и художник, открывая в космосе поэзии свою малую планету, исследуя и обживая ев. Пришло время познания.


На встречу, которую организовали работник отдела культуры, местная поэтесса Валентина Федорович и заведующая отделом обслуживания центральной районной библиотеки Римма Орлова, пришло немало посетителей. Их взору предстала экспозиция из живописных полотен Ладыгина-старшего, а также своеобразная фотолетопись Тамбовщины его сыновей. Директор областного литературно-художественного музея Марина Климкова (а она была одним из инициаторов этого "культурного десанта") рассказала присутствовавшим о художнике и поэте, его богатом творческом наследии, его влиянии на создание духовной среды в областном центре, провела небольшую обзорную экскурсию по выставке, Алексей


Ладыгин прочел несколько стихотворений отца. Читала свои стихи и Валентина Федорович.


Содержательным и глубоким было выступление преподавателя средней школы № 3 рабочего поселка Первомайский Наталии Елькиной. Ее раздумья о природе искусства, о животворном влиянии поэтического слова на молодое поколение не были казенными. Это было выношенное, продуманное, пережитое. И палиндромы оказались ей не чужды, и здесь ей было что сказать, чем поделиться со своими земляками.


Изюминкой встречи стало дарение братьями районному музею фотопортрета рабочего завода "Первомайскхиммаш", делегата XXII съезда КПСС, который экспонировался в Тамбове. Снимок был сделан более трех десятилетий назад, нет уже в живых замечательного труженика, но память о нем будет жить на первомайской земле.


... Возвращались мы в тот морозный денек домой в приподнятом настроении. Эта встреча лишний раз подтвердила слова поэта Семена Милосердова: "Художника и поэта в твореньях бессмертна душа". Мы в этом убедились,


Иван ОВСЯННИКОВ.