Главная >> 5 >> 4

"ЛЕБЕДЬ" ПРИЗЕМЛИТСЯ У БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Известный скульптор Виктор Митрошин преподнес в дар Майе Плисецкой бронзовую скульптуру "Лебедь". С примой мирового балета и ее супругом Родионом Щедриным наш земляк дружит уже много лет. С юбилейных торжеств в честь 80-летия балерины Митрошин привез сенсацию. Его великолепный "Лебедь" , на котором запечатлена даже знаменитая родинка Плисецкой, будет установлен у Большого театра. По возвращении в Челябинск скульптор поделился с "Вечеркой" подробностями своего пребывания в гостях у юбилярши.


- Ой, сейчас побегу хоть губы накрашу, - воскликнула Майя Михайловна, когда челябинский скульптор, вручив имениннице статуэтку, попросил сделать фото на память. Подарок Митрошин решил преподнести звездной чете прямо у них дома, не дожидаясь торжеств в Кремле. Здесь Плисецкая хоть на мгновенье могла расслабиться. Замоталась она за эти месяцы - жуть! График очень жесткий. Со съемок на презентацию, потом опять съемки - и так с раннего утра допоздна. Домой забегает только пообедать. "Я столько интервью за это время дала, что ты даже представить себе не можешь! Сама поражаюсь" , - жаловалась виновница торжеств между делом Митрошину.


И вот уже губы накрашены, и бурные восторги по поводу скульптуры позади (супруги, как дети, прыгали от радости). Сфотографироваться решили на фоне памятного плаката, который висит на стене уже девять лет (см. снимок). На нем тоже запечатлена митрошинская скульптура Плисецкой - "Гран-при" балетного фестиваля, названного в ее честь. Ну а в воскресенье состоялся юбилей, репортажи о котором дали все мировые информагентства. Кремлевский дворец. Плисецкая дала любимому скульптору билет во второй ряд партера в самом центре зала. Однако проникнуть в этот зал оказалось не так просто даже с пригласительным. Очередь выстроилась огромная вдоль стены на улице. Митрошин был с товарищем, у которого туфли на тонкой подошве и легкое пальтишко. "Я, - сказал товарищ, - замерзну и заболею". - "Придется тебя спасать" , - ответил Митрошин и пошел, что называется, напролом через кордон. Благо с его фактурой сделать это было не сложно. "Тут по спецпропускам только!" - кричал им вслед ошарашенный неожиданным натиском лейтенант. "Посмотрите на меня, - улыбался челябинский скульптор. - Похоже, что я без спецпропуска?... "


Концерт должен был начаться в семь часов. Но еще в течение часа народ просачивался в зал. Начали в восемь. Ожидания были оправданны на все сто. В это трудно поверить, но 80-летняя Плисецкая станцевала. Это был номер "Аве, Майя!" , который специально для нее поставил Морис Бежар. Потом номер исполнила на бис. На сцену никого с поздравлениями не пускали. Цветы сыпались сверху, а по временам букеты выносили из-за кулис специально обученные люди. "Доступа к телу" практически не было. По окончании концерта уж совсем узким кругом (человек сто, не больше) гости отправились на банкет, который также состоялся в стенах Кремля.


Здесь было много известных людей со всего мира. Фотографы, высокопоставленные чиновники, деятели искусств (Путин в этот день был в Японии, поэтому пришлось ограничиться только поздравлением по телефону). Поцелуи, комплименты... Присела Майя Михайловна только на несколько минут и даже попыталась что-то съесть. Хотя обычно старается этого не делать на приемах. Фотографы щелкают каждую секунду. Не хотелось бы войти в историю с вишней во рту... Активная, энергичная. Все охали и восторгались. Еще во время концерта по залу то и дело пролетал шепоток: "Это в восемьдесят лет такое вытворять! Бесподобно". Особенно недоумевали женщины.


Энергии приме, действительно, не занимать. Она, кстати, несмотря на возраст, постоянно занимается, делает растяжки, не курит и не пьет. Говорит, правда, что иногда позволяет себе фужер пива, когда они с мужем живут в Германии. Мало кто заметил легкое прихрамывание Плисецкой. Несколько лет назад она серьезно повредила ногу. В Риме должна была получать какую-то награду. Купила новые туфли - по традиции на огромной шпильке. А там влажную уборку сделали... В общем, поскользнулась. Долгое время не вставала с постели. Думала, не восстановится. Щедрин боялся, что супруга "сломается" морально. Из дома норовил в клинику ее увезти, чтоб там общалась с людьми. Настораживала депрессия. К телефону не подходила, переживала очень. Но возвращаться к жизни этой великой женщине было не впервой. Позади столько испытаний судьбы! Впрочем, об этом уже написаны тома.


А с Щедриным у них действительно любовь вопреки всем слухам. Митрошин любит наблюдать за выражением лица композитора, когда тот смотрит на свою супругу. Удовольствие получает от каждого ее жеста и слова. Причем не скрывает этого. Собственно, именно Щедрин и устраивает все рауты и шоу Плисецкой. Видимо, чтоб лишний раз женой полюбоваться. Сама же она по натуре, как это ни странно, человек стеснительный. Телохранителей только на юбилейные мероприятия наняли оттеснять толпу. А обычно прима обходится без них.


Несколько слов о квартире Плисецкой на Тверской. Это старый сталинский дом. Наверху художественные мастерские. В свое время здесь работал Дейнека, чья роспись украшает наш оперный театр. В распоряжении звездной четы две спальни и гостиная. Хозяйством занимаются домоправительница Светлана и родная тетка Щедрина Дина Алексеевна (живут они рядом, квартиры на одной лестничной площадке). Прежде долгое время управляла домом и организовывала концерты Плисецкой Александра, пока взрыв в метро на Пушкинской не отозвался в семье Майи Михайловны трагедией. В этот день Александра вышла из дома вместе с Диной Алексеевной. Тетка Щедрина решила перейти улицу, сославшись на то, что не любит подземки. А Александра сказала, что боится машин, и спустилась в переход... Встретиться на другой стороне улицы им было не суждено: Александра оказалась в эпицентре взрыва. Плисецкая тогда долго не могла оправиться от шока. Это была большая потеря.


Теперь главная по хозяйству Светлана. По секрету она поведала Митрошину, что, когда гости приходят, Щедрин неизменно заводит разговор: "Хотите про настоящего русского мужика услышать? Скульптор из Челябинска, не зная ни языка, ни дороги, своим ходом на машине в Париж приехал со своими работами. Такую мы там выставку сделали! До сих пор все вспоминают". А еще Светлана шепнула: "Родинку вашу постоянно все рассматривают на "Лебеде".Здорово похоже!"


Плисецкую любят без фальши, любят безмерно. Цветы дома постоянно. Розы она обожает. Бордовые особенно. Все девочки, которые заняли призовые места на балетном конкурсе ее имени в 1996-м, теперь уже стали примами международного класса. Это и неудивительно, ведь в лауреаты по блату не пройдешь. Даже своим родственникам Майя Михайловна в протеже отказывает. Сама всего добилась только собственным трудом, несмотря на то, что в свое время близкий родственник руководил Большим театром.


Но вернемся к "Лебедю". На банкете в Кремле Митрошин встретился с президентом Альфа-Банка, который финансировал весь этот праздник. Разговор зашел о скульптуре, подаренной Плисецкой. Собеседник нашего земляка заявил о готовности поддержать проект установки "Лебедя" в центре столицы. Место долго выбирать не пришлось. Конечно же, это площадь у Большого театра, которому Плисецкая отдала всю свою жизнь. В первых числах декабря вопрос будет утверждаться на самом высоком уровне. В том, что балерина этого заслуживает, едва ли кто-нибудь сомневается.


***


Стройная Майя Михайловна, как ни странно, очень любит черный цвет. И дома так ходит, и в ее карденовских платьях этот цвет превалирует. Однажды Митрошин приехал к ней в гости изрядно похудевшим. Плисецкая заинтересовалась:


- Как это ты так ухитрился?


- Пью специальное средство, - пояснил скульптор.


- А мне можно достать?


- Майя Михайловна, вам-то зачем? Не смешите меня.


- Ну как же! У меня тут лишнее... - и потрогала то место, которое обычно при этой фразе трогают у себя дамы.


О, женщины!