Главная >> 5 >> 40

"Витязь" прорубил окно в Европу

Если Германия начала закупать партии белорусских телевизоров "Витязь", есть о чем задуматься. Причины столь пристального европейского внимания к этой продукции попытался выяснить корреспондент "НК", побывав на витебском предприятии. "Выходим на миллион телевизоров в год", - поделились руководители "Витязя". Миллион - это 25% российского рынка. Плюс Европа, страны СНГ и даже Африка. Серьезная заявка, однако.


- Ну вот, мы вам, кажется, показали все до последнего шурупа, - уже к вечеру развел руками провожатый - главный инженер завода Валерий Зайцев. - Еще вопросы будут?


Да какие уж тут вопросы! Целый день ушел на осмотр площадок, отделов и цехов. Рождение телевизоров удалось проследить "от" и "до". Отношение к каждому этапу работ более чем серьезное. От моего изначального скептицизма не осталось и следа. На предприятии делается все, чтобы белорусские телевизоры заняли видное, если не лидирующее место на европейском рынке. Удивительно, но это возможно.


"Покупателей у нас хватает"


Перед тем как отправиться на завод, я заглянул в Торговый дом "Витязь", что на проспекте Гагарина, 48, в Смоленске. Цены очень даже приемлемые, а дизайн ничем не отличается от западной "фирмы". Витрины уставлены самыми разными моделями - от цветных "крох" для детской комнаты или кухни до элитных штучек, обрамленных в натуральное дерево. Перед глазами мелькали плоские экраны, серебристые, серые и классические черные корпуса. Да уж, это совсем не "совковая" продукция. Окончательно меня "добил" телевизор "Витязь Luxor" с огромным плоским экраном. А еще - рекламные акции Торгового дома. Не секрет: пока тот или иной магазин "раскручивается", он заявляет о себе во всеуслышанье. Важно не прозевать момент, когда могут сделать скидку и продать товар гораздо дешевле. Недавние розыгрыши призов тоже не прошли даром: смоляне на себе ощутили "вкус победы", заполучив новенькие телевизоры в подарок.


- Знаете, я так увлекся этой игрой, что готов был разыграть еще несколько "незапланированных" телевизоров, - признался директор ТД "Витязь" и официальный представитель предприятия в Смоленске и Смоленской области Михаил Чугуев. - Оказывается, так приятно устраивать людям праздник!


Михаил Юрьевич директорствует недавно, однако за этот краткий срок успел "отметиться" во многих райцентрах области. Выпускник смоленского энергоинститута, увлеченный радиолюбитель, Чугуев и его сотрудники всегда готовы помочь отрегулировать купленный в Торговом доме "Витязь" телевизор.


- Мало ли, напряжение в сети скачет или еще что, - говорит директор. - А для меня сейчас самое важное - репутация, чтобы наши покупатели знали: мы их не оставим и всегда поможем. Свой сервис у нас почти готов, свои мастера есть. Это очень удобно. Правда, качество "Витязей" очень высокое, процент брака мизерный. В этой связи мы даже даем три года гарантии вместо двух. А уж если случатся серьезные неполадки, так купленный у нас телевизор проще обменять на другой. Вообще идей много. Например, покупатель не будет знать, в какой из дней недели на те или иные телевизоры появится скидка. И это станет приятным сюрпризом. Но по большому счету мы уже не нуждаемся в рекламе - покупателей и так достаточно. Смоляне по достоинству оценили уровень телевизоров "Витязь".


Качество... из космоса


Во времена СССР "Витязь" в основном специализировался на военной тематике. Система посадки "Бурана", как и часть системы управления ракетным оружием - родом с "Витязя". Эти технологии используются и сейчас.


У руководства предприятия - серьезные амбиции. В 2003 году было выпущено 350 тысяч телевизоров, в 2004-м - 670 тысяч. Почти в два раза больше! А на этот год запланирован миллион. Огромные суммы уходят на закупку оборудования и реконструкцию, сотни рабочих приходят на завод, и всем хватает дел. Темп развития - бешеный.


- Европейский рынок практически парализован, и "Витязь" становится самым крупным и опасным для конкурентов предприятием, - говорит генеральный директор РУПП "Витязь" Валерий Никифоров. - За рубежом многие заводы по причине дороговизны рабочей силы объявляют о прекращении своего производства, мы там закупаем часть оборудования. Два остановившихся российских завода приобретаем. Сейчас больше всего телевизоров производят китайцы, но они не применяют таких линий, какие есть у нас. Ручной труд никогда не заменит компьютерного качества "Витязя", когда ошибки рабочих исключены. За последние годы мы получили все возможные виды сертификации на нашу продукцию, но более всего гордимся экологическим сертификатом. Европа признала наши телевизоры соответствующими всем нормативам и безопасными для здоровья человека и окружающей среды, наши сертификаты - честные и объективные. Люди должны знать: та же Япония уже лет десять не производит телевизоров, сотни тысяч "фирменных" аппаратов собираются непонятно где, этот бизнес бесконтрольный. А "Витязь" не только не скрывает своей марки, но гордится ею. Недавно первые партии наших телевизоров отгрузили в Германию. Престижно? Да. Мы не догоняем других производителей, а находим свои решения. Что касается продаж в России и странах СНГ, то у нас всюду есть свои сервисные центры. Во всех случаях наши специалисты приходят на помощь. Как-то даже на Север человека посылали на самолете. Полет был дороже телевизора, но мы не потеряли свой имидж.


Валерий Иванович рассказал, как недавно в одном из магазинов провели эксперимент: выставили в ряд телевизоры разных фирм и прикрыли большой линейкой все "опознавательные знаки". Члены жюри действовали по принципу: "Какой бы телевизор я купил себе?" А они стоят в ряд - попробуй догадайся, где какой фирмы, отличить уже невозможно. В итоге "Витязь" по дизайну и качеству изображения и звука занял второе место.


Место под солнцем


Кинескопы предприятие закупает за рубежом, без посредников - прямо с заводов. Везут даже из Индии. А оснастку и комплектующие "Витязь" делает сам. Сначала дизайнеры и конструкторы за компьютером создают образ нового телевизора, потом отливаются тяжеленные пресс-формы, в них - корпуса (нельзя ошибиться даже на долю миллиметра, нужна очень высокая точность!), затем эти корпуса окрашиваются. Есть участки раскроя и сверловки отверстий, нанесения рисунка, травления, окончательной сборки, линии для изготовления печатных плат. Для штамповки установлен 160-тонный пресс. Селекторы каналов, даже шурупы и сетевые шнуры - свои. С помощью компьютерной техники делаются шасси. Применяются только самые современные технологии: поверхностный монтаж (как в сотовых телефонах), специальные линии пайки с инертной защитной средой. В общем, хозяйство огромное и хлопотное, без жесткой трудовой дисциплины не обойтись. За нарушения - ответственность вплоть до уголовной. Иначе при таких финансовых потоках нельзя. Борьба за место под солнцем идет нешуточная.


Последние модели телевизоров "Витязь" позволяют принимать новые виды сигналов, некоторые связаны с цифровым вещанием. Особая гордость предприятия - телевизоры с возможностью приема NIKAM. Высокое качество звука (в том числе и стереофонического), высокая устойчивость системы при слабых сигналах на входе телеприемника - далеко не все плюсы этого ноу-хау. На предприятии заканчиваются испытания моделей с возможностью приема сигнала NIKAM 728, а также А 2. Появились такие функции работы со звуком, как пятиполосный графический эквалайзер с возможностью регулировки частотной характеристики в диапазоне от 100 Гц до 6, 6 кГц... В общем, все возможности тех или иных моделей телевизоров "Витязь" не опишешь на газетной странице. Проще дойти до магазина и поглядеть на это разнообразие своими глазами. На любой вкус найдется.


Досье


Пять тысяч человек трудятся на республиканском унитарном производственном предприятии "Витязь". Это целый город, разместившийся на площади в 185 гектаров. Завод, которому скоро стукнет тридцать лет, не просто выжил в "лихие годины", но выбился в передовики. Сейчас телевизоры седьмого поколения отвечают всем мировым стандартам. "Мы сами диктуем моду!" - заявляют работники "Витязя", не признавая "отверточного производства", когда телевизоры лепятся из сомнительных запчастей, купленных в разных местах. Специалисты белорусского предприятия сами разрабатывают дизайн, делают пресс-формы, селекторы каналов и шасси, в итоге выпуская около 90 моделей телевизоров - на любой вкус и кошелек.