Главная >> 5 >> 40

ГРУЗ НА ДВОИХ

Как разделить социальную ответственность между государством и бизнесом?


Чиновники требуют от бизнеса честно платить налоги, чтобы правительство могло за счет бюджетных поступлений выполнять свои социальные обязательства перед обществом. Представители бизнеса заявляют: мы готовы делить с государством груз социальной ответственности, если будут сформированы ее нормы. Чиновники обвиняют бизнесменов в вывозе капиталов. Предприниматели говорят: дайте нам возможность спокойно работать, и мы будем создавать все новые и новые рабочие места в России.


Иными словами, идет трудный поиск взаимопонимания между государством и бизнесом, в том числе и в такой болезненной сфере, как ответственность перед обществом. Высказаться на эту тему московская "Служба экспертного мнения" и редакция "Нижегородских новостей" попросили представителей государственной власти и бизнес-сообщества.


Вопрос:


- Можно ли, на ваш взгляд, говорить о росте социальной ответственности государства перед обществом в свете происходящих сегодня социальных реформ?


Андрей ШАРОНОВ, заместитель министра Минэкономразвития и торговли РФ:


- Конечно, можно! Даже нужно. Просто социальная ответственность осуществляется теперь по-иному. Людям выплачиваются деньги вместо каких-то мифических льгот, которые на хлеб не намажешь. Власть должна в первую очередь заботиться о пополнении казны, иметь достаточные денежные средства и создавать условия, чтобы люди могли зарабатывать деньги.


Ирина КИБИНА, старший вице-президент по корпоративным связям и информации ОАО "Сан Интербрю":


- Мне кажется, что происходящие реформы - это Продолжение тех, которые должны привести к большей прозрачности, к большей разумности формирования бюджета и социальной политики государства. Речь не идет о большей или меньшей ответственности, речь идет о большей прозрачности и понятности происходящих процессов.Решаемые сейчас проблемы -наследство последних пятнадцати лет, когда вводилась система льгот, которая, к огромному сожалению, приняла такую причудливую конфигурацию, что эффективно управлять системой льгот стало невозможно.


Если говорить об ответственности государства перед населением - получателями льгот, - то сам факт, когда правительство принимает решение об увеличении выплат социально незащищенным слоям населения, может восприниматься как социальная ответственность государства.


Денис ЛАБУЗА, заместитель министра экономики и развития предпринимательства Нижегородской области:


- Государство - это оболочка, которая позволяет обществу жить и развиваться. Существует мнение, что чиновники мешают. В отдельных случаях это, может быть, и так, но этого быть не должно: чиновники - те же наемные менеджеры, управляющие хозяйством города или области. С другой стороны, у части населения есть одна нехорошая черта - иждивенчество. Сами убрать свою лестничную клетку они не в' состоянии, а предъявлять требования к государству могут. Об этом тоже надо обязательно говорить, чтобы не винить только чиновников. Сейчас все вопросы надо решать через сотрудничество. Как Федерация софинансирует регионы, а регионы - районы, так и здесь. Например, власти выделяют краску - жители красят.


А если возникают какие-то спорные моменты (по условиям труда, зарплате)- в законе всегда заложен механизм согласительных комиссий и существует практика тройственных соглашений между профсоюзом, Ассоциацией промышленников и предпринимателей, правительством. Как правило, базовые документы есть на все, но ими пользуются достаточно редко.


Дмитрий БИРМАН, председатель Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" , депутат гордумы Нижнего Новгорода:


- О какой социальной ответственности государства можно говорить, когда появляются законы, подобные 122-му? Федеральный центр, а по сути государство, в последнее время снимает с себя всю ответственность, сбрасывает все на местное самоуправление, при этом не финансируя, а только требуя выполнения. Свою социальную ответственность государство пытается показать через репрессивные меры: проверим, не задерживают ли коммерческие структуры зарплаты своим рабочим. А то, что государство задерживает зарплату бюджетникам и они не могут приобрести товары, производимые теми же коммерческими структурами, которые соответственно не могут заплатить зарплату, это никого не волнует. Но все же взаимосвязано! Мы же в одной стране живем.


Вопрос:


- Какова роль бизнеса в происходящих процессах? И какова роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности?


Андрей ШАРОНОВ:


- Нужно смелее привлекать бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в. различные проекты, чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а не жить на подачки. К этому , мы и стремимся.


Позиция нашего, министерства однозначна: нельзя навязывать бизнес-сообществу социальную ответственность. Об этом неоднократно заявлял и наш министр Герман Греф. Мы считаем, что власть своим примером, прозрачностью своих действий должна убедить бизнесменов в том, что необходимо вкладывать деньги в социальные проекты. Но это не значит, что к тому бизнесу, который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либо санкции. А тот бизнес, который будет социально ответственным, будет участвовать в благотворительности, тот будет иметь особое к себе отношение со стороны государства. Иметь позитивное отношение такие представители бизнеса будут не со стороны власти, а со стороны общества.


На бизнес мы надеемся при решении, социальных проблем, но против того, чтобы эти структуры подвергались давлению. Надеемся, что скоро будет принята новая концепция, новая доктрина взаимоотношений бизнеса и власти. Во властных структурах готовится национальный доклад, в котором должна быть прописана идеология социальной ответственности и нормы российского корпоративного управления.


Это очень важно. Это необходимо сделать, поскольку авторитет российского бизнеса очень сильно упал в последнее время. А ведь без союза, власти и бизнеса трудно добиться серьезных экономических успехов. Крупнейшие российские представители бизнеса обращались к президенту России Владимиру Путину для того, чтобы выстроить систему взаимоотношений власти и бизнеса. По словам представителей бизнеса, они готовы искать новые пути взаимодействия с властью и главным козырем в этом как раз и может стать социально ответственный бизнес. Главное на сегодня, чтобы была разработана его идеология.


Ирина КИБИНА:


- Я не думаю, что в этих процессах бизнес должен играть какую-либо иную роль, за исключением повышения своей эффективности и увеличения платежей в бюджеты. Подчеркиваю, не за счет увеличения суммы платежей с той же самой налогооблагаемой базы, а за счет увеличения этой базы. Когда бизнес будет ее увеличивать (при условии неповышения налоговой ставки), тогда можно говорить о поступлением дополнительных средств в федеральный, региональный, муниципальный бюджеты и о больших возможностях тех, кто распоряжается этими бюджетами.


Но те, кто распоряжается бюджетами, а именно государственные органы управления разного уровня, не должны подменять социальную ответственность административным шантажом и вымогательством. Административный шантаж и корпоративная социальная ответственность не имеют ничего общего. Последняя начинается там, где компания делает, что ее не заставляют делать. Например, социальные программы по подготовке квалифицированной рабочей силы, но не только для своих предприятий, а для промышленности страны в целом. То же самое в области экологических программ, заработной платы и многого другого.


Там, где государство или органы власти, в том числе региональной, занимаются вымогательством, нельзя говорить о корпоративной социальной ответственности. Ведь это дополнительная забота о том, что происходит внутри и за пределами компании, но не из-под палки. Это сотрудники, отношения с ними, членами их семей, с сообществом, в котором живет и работает компания, отношение к процессам, которые происходят между компанией и внешним миром. Например, более ответственный маркетинг, более ответственное отношение к своим товарам и услугам.


Денис ЛАБУЗА:


- Если бы не было бизнеса, кто бы эти проблемы решал? Предприниматели помогают поликлиникам, школам, детским садам. Каждый несет колоссальную нагрузку и завален письмами - музыкантов, спортсменов, ветеранов, медиков. Бизнесмены просто вынуждены формировать среду вокруг себя, чтобы


подтянуть ее до своего уровня, ведь их дети ходят в те же школы и поликлиники. Девяносто процентов социальных вопросов решается за счет бизнеса, практически при любых организациях есть попечительские советы.


Чиновник, занимаясь социальными вопросами, ограничен рамками бюджета. В итоге те письма и просьбы, которые к нему попадут, так или иначе будут перенесены на плечи бизнеса. В том числе и малого, хотя он в первую очередь должен решать проблему самозанятости населения и создавать новые рабочие места.


Однако малый бизнес наименее защищен, не выстроил отношений с властью, а все проверяющие органы "кормятся" за его счет. Получается, что, с одной стороны, государство заинтересовано в самозанятости населения, а с другой - создает административные барьеры. И наша задача - это административное давление снять. Кстати чиновникам, прежде чем обратиться к предпринимателю и просить что-то сделать для города или группы людей, стоит самим сначала помочь им - хотя бы в решении какого- либо спорного вопроса.


Дмитрий БИРМАН:


- Бизнес играет роль дойной коровы, которую кормить не хотят, а молока требуют все больше и больше. Результат будет, как в той притче, когда такую корову кормили сначала через день, потом через два, и только стала она привыкать, да - вот беда - умерла.


Вопрос:


- Может ли государство эффективно (не директивно) привлекать бизнес к решению социальных проблем?


Андрей ШАРОНОВ:


- Думаю, что может. Для этого и создается, выстраивается новая доктрина. Обе стороны должны выработать правила игры и соблюдать их. Повторюсь еще раз: нельзя навязывать, принуждать к ответственности.


Ирина КИБИНА:


- Государство может эффективно привлекать бизнес. Но здесь требуются поистине виртуозные шаги. Для того чтобы бизнес заинтересовался этими целями, должны соблюдаться три условия: прозрачность, адресность и эффективность использования средств, которые компании готовы выделять на социальные программы. Нужно понимать, что бизнес не будет участвовать в программах, связанных с "серыми" схемами или предложением просто отдать деньги государству, которое, как известно, не очень рационально их использует.


Денис ЛАБУЗА:


- Сегодня крупные заводы ведут сокращение, а через несколько лет Россия вступит в ВТО, что также повлечет достаточно серьезное уменьшение работников и переход на новые технологии. Уже сейчас мы должны разработать эффективный механизм самозанятости этих людей, чтобы они не стояли на бирже, не создавали криминальную напряженность, а имели бы работу и официальную зарплату. И если глава местного самоуправления каждый год при перезаключении договора аренды на ларек или на землю заставляет бизнесмена отчислять деньги на развитие инфраструктуры города - наверное, его не интересует проблема занятости в его городе. Такие вещи показывают, что мы развиваемся не планово, а хаотично.


У нас в середине июня будет проводиться деловая игра по среднесрочному развитию малого бизнеса до 2015 года. Соберутся представители разных уровней власти и проверяющих организаций, предприниматели. Может быть, тогда первые и вторые задумаются, что им нужно от бизнеса. В том числе и от малого бизнеса, который во всех странах является основой экономики, а у нас его доля в доходной части бюджета равна 17, 2 процента.


Сейчас мы повторяем путь, который в Китае прошли 10 - 15 лет назад. Там любого начинающего предпринимателя на два года освобождают от налогов, и объяснение этому простое. Зачем брать налоги с фирмы из трех человек, если через два года в ней будет работать триста сотрудников и это будут совсем другие цифры?


В Нижегородской области единый налог на вмененный доход отдали местному самоуправлению - все налоги от малого бизнеса остаются в районах. Но если это такой район, как Лукояновский, самый худший по экономическим показателям и уровню безработицы? Значит, надо освобождать от налога и ставить параметры. Например, если предприниматель создает за полгода 20 рабочих мест, ему два года вообще не платить ЕНВД.


Механизмом привлечения бизнеса к решению социальных проблем можно назвать и 18 центров развития предпринимательства. На их базе мы планируем создавать бизнес-инкубаторы, которые будут решать проблемы именно этого района. Если высок уровень женской безработицы -здесь нужно развивать, например, швейное производство. Если в районе есть исследовательские институты и интересные заводы - пусть занимаются инновациями. Если нет ничего кроме леса - значит, надо делать его глубокую переработку, а не возить кругляк в Москву. Мы не выдумываем велосипед. Наша задача - выстроить максимально эффективную программу работы этого велосипеда для конкретно взятого района.


Дмитрий БИРМАН:


- Эффективно привлекать может, если само ответственно относится к своей социальной ответственности, если само чувствует ее перед бизнесом (в том числе за его развитие), а не только спрашивает с него.


Вопрос:


- Есть ли признаки социальной ответственности бизнеса? Если да, то в чем это заключается?


Андрей ШАРОНОВ:


- Признаки есть. Но, прямо скажем, они во многом носят добровольно-принудительный характер. Особенно в регионах. Стало дурной модой, когда бизнесменов заставляют жертвовать деньги во всевозможные внебюджетные фонды. Например, в Нижнем Новгороде застройщик, выигравший конкурс, обязан перечислить миллион рублей в фонд инвестиций инфраструктуры города. В Татарстане все организации ежемесячно перечисляют не менее 1 процента от выручки во внебюджетный жилищный фонд при президенте Минтимере Шаймиеве. За несколько лет местные руководители собрали почти 6 миллиардов рублей. В Петрозаводске частных автоперевозчиков обязали ежемесячно перечислять по 150 рублей с каждой маршрутки на ремонт дорог и установку дорожных знаков. Казалось бы, благое дело, не правда ли? Но деньги почему-то водители перечисляют на счета частных фирм.


При этом установить факт давления на предпринимателя со стороны чиновника очень сложно. Мало кто об этом заявляет, во-первых. А во-вторых, нередко местные парламенты узаконивают существование подобного сотрудничества. Так что говорить о добровольной социальной ответственности бизнеса пока, к сожалению, не приходится. Но думаю, что в ближайшее время многое изменится. Поскольку и власть, и бизнес начинают понимать, что они должны находить новые пути сотрудничества.


Ирина КИБИНА:


- В первую очередь, мы работаем в жестком соответствии с действующим законодательством, плюс к этому -неукоснительное соблюдение внутреннего кодекса поведения "Сан Интербрю" , который соответствует общемировым правилам поведения крупных компаний. Этот кодекс запрещает участвовать в каких-либо политических течениях или политическом лоббировании своих экономических интересов, запрещает любую финансовую поддержку государственных учреждений или силовых структур.


Мы реализуем социальную программу под девизом "Нам здесь жить". Зимой украшаем города к празднику, организуем спортивные площадки и катки. Весной проводим субботники. Летом - конкурсы цветников под девизом "Здесь будет город-сад". Осенью устраиваем конкурсы "дворов. Причем делаем это не от имени брэнда, а анонимно, и никто не может упрекнуть нас, что это некая рекламная акция.


У нас есть правило - не рассматривать индивидуальные просьбы. Помочь всему населению страны мы не можем, а оказав поддержку одному человеку, мы не хотим обидеть его соседа. Поэтому реализуем только комплексные социальные программы. Есть и своя специфика. Например, не финансируем проекты, связанные с лицами моложе 18 лет или с автотранспортом. Не участвуем в финансировании проектов, которые могут быть прямо или косвенно связаны со злоупотреблением напитков, содержащих алкоголь. Это тоже важный момент понимания нашей компанией социальной ответственности перед обществом.


Денис ЛАБУЗА:


- Назову не отдельных предпринимателей, а объединения. Нижегородское отделение "ОПОРЫ России" , Некоммерческое партнерство предпринимателей, Гильдия пекарей, Гильдия автомобилистов... Все бизнесмены, которые входят р эти структуры, соблюдают трудовое и налоговое законодательство.


Дмитрий БИРМАН:


Конкретных примеров много. Все праздники любого города, района процентов на восемьдесят финансируются за счет средств, которые выделяют предприниматели. Помощь ветеранам, инвалидам, пенсионерам, детским домам, школам, детским садам, которая якобы идет от администрации, во многом проходит за счет предпринимателей. Но это не афишируется, замалчивается, и от этих бесконечных поборов у бизнесменов, делающих, по сути, благое дело, возникает огромная усталость и нежелание развиваться. Так всегда бывает, когда благое дело превращают в повинность.