Главная >> 5 >> 6

Корифеи из "Дельфиненка"

В Москве впервые прошел конкурс среди учреждений дошкольного образования. В пятерке лучших, получивших звание "Детский сад года-2005", Центр развития ребенка N 2337 "Дельфиненок". Надо сказать, что сам статус Центра развития ребенка предполагает, что это дошкольное учреждение самого высокого уровня, где создана богатая развивающая среда, где воспитатели работают по уникальным программам (в Москве среди 1838 дошкольных учреждений только 53 центра развития ребенка). Так что, отправляясь в "Дельфиненок", я понимала, что увижу необычный детский сад...


И убедилась в этом, только переступив порог. Оглядевшись в уютном доме, почему-то сразу подумала: доверься администрация каким-нибудь именитым дизайнерам, ничего подобного бы здесь не было. Смотрю на очаг папы Карло, что украшает стенку лестничного проема, на его очаровательного сынка в самодельной вязаной шапочке, и душа теплеет. "Да это все мы сами сделали", - говорит мой "гид" старший воспитатель Татьяна Ивановна Сапрыкина. И предлагает начать знакомство с Центром с экологического комплекса "Живая планета".


Заходим в просторное помещение и попадаем... в лабораторию, где сейчас идет исследовательская работа. 8 ребятишек пяти-шести лет, одетые в белые халаты и шапочки, знакомятся со свойствами каменной соли. В данный момент растворяют ее водой. По лицам видно, насколько увлечены они научным экспериментом. Не решаюсь отвлекать их своими вопросами. Обо всем, что здесь делается, узнаю от их педагога-эколога Ирины Геннадьевны Тимофеевой. Отходим с ней в противоположный угол комнаты и останавливаемся у шкафа. Под стеклом - различные виды соли. "Все это я привезла из Польши. Под Краковом в местечке Величка находится самое крупное в Европе месторождение соли, открытое 700 лет назад, по легенде принцессой Кингой. А вот это соляной песчаник из Сахары, это уже родители наших воспитанников передали". Рядом в другом шкафу -коллекция различных камней, привезенных из разных уголков мира педагогом-экологом и родителями дошколят. В общем, такой мини-музей. А еще здесь же - макет "этажи леса", а еще - макеты природно-климатических зон, а еще макет карстовой пещеры...


И все это можно не просто посмотреть, а потрогать руками и много чего узнать, запомнить. Ирина Геннадьевна, эколог с 30-летним стажем, занимается с ребятами по специальной программе, цель которой - развитие познавательной деятельности. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что детишек отсюда увести непросто. Еще бы! Мне-то не хотелось покидать пещеру, тем более когда я узнала, что там частенько появляется сама "принцесса Кинга". И не только она, но и Хозяйка Медной горы, Король Подземного царства. А еще на занятия к детишкам приходят разные литературные персонажи, но любимый - Незнайка. Он много чего взять в толк не может.


Например, отчего в микроскоп так хорошо все видно, а ребята ему все доходчиво объясняют.


Я еще не успела прийти в себя от увиденного, как меня ведут в художественно-эстетический комплекс "Золотая кисточка". Тут и изостудия, и керамическая мастерская, и музей декоративно-прикладного искусства, и уголок крестьянского быта, и экспозиция "Античный портик", и кабинет истории искусств. Руководит комплексом Елена Николаевна Крутицкая, профессиональный художник и культуролог. Сейчас она ведет занятие в изостудии. Юные художники - шестилетние Алеша Авдеев, Алиса Петрищева, Маша Крылова рисуют долину скал.


Дети признаются, что в жизни скал еще не видели, а только на картине. Но получается похоже. "Как же так?" - спрашиваю педагога. "Они умеют видеть воздушную и линейную перспективу. Этому я их уже научила. А задание - нарисовать то, чего не видели, - дала им для того, чтобы развивали фантазию и закрепили теоретические навыки изображения воздушной перспективы".


Елена Николаевна учит так, что рисунки ее воспитанников отправляют на престижные международные художественные выставки. По инициативе Крутицкой была выпущена книга "Сказки Андерсена", проиллюстрированная детьми. Это уникальное издание вышло тиражом в 15 тысяч экземпляров.


А еще Елена Николаевна ведет адаптированный для дошкольников курс "История искусств". Результаты вдохновляют. Ведь эти пятилетние детишки, гуляя по Петергофу, могут указать пальчиком на скульптуры в Нижнем саду и сказать: "Это Андромеда, а вот Нептун, а это Юпитер..." Или ввести в шок русскоговорящих музейных гидов. Кроха знает картины Питера Брейгеля, Иеронимуса Босха, Клода Моне...


Спросите, для чего это им нужно? Елена Николаевна считает, что раннее детство, пока человек информационно не загружен и память, как губка, - самое благодатное время для развития, восприимчивости к окружающему миру.


Я рассказала только о двух членах педколлектива Центра. А здесь все такие. Я познакомилась с Элиной Прониной, "Учителем года-2001", победителем в номинации "От двух до пяти", с музыкальным работником Натальей Щербиной, спектакли которой вызывают бурный восторг юных артистов и зрителей, учителем-дефектологом Татьяной Каданцевой, бессменным сценаристом и режиссером нетрадиционных занятий и всех праздников...


Спрашиваю у директора "Дельфиненка" Ольги Люкшиной: "Как удалось такой коллектив набрать?" - "Искала, уговаривала, заинтересовывала, создавала условия для работы... Я горжусь своими сотрудниками. Это корифеи дошкольного образования". А подчиненные Ольгу Михайловну охарактеризовали так: "Руководитель с большим опытом и с молодой душой, способной принять и воплотить самую невероятную идею".


Люкшина открыла "Дельфиненок" как детсад комбинированного вида в октябре 1996 года. А в 2002 году он получил статус Центра развития ребенка. Сейчас в нем более 150 воспитанников, для которых работают 4 массовые группы, 4 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 2 группы кратковременного пребывания. Социальный статус родителей при наборе воспитанников не является определяющим. "Мы берем самых разных детей. У нас и многодетные, идущие вне очереди, и неполные семьи. Но есть и состоятельные люди, - говорит Ольга Михайловна. - А помогают по мере возможностей все. Если родителям рассказывать о перспективах, то независимо от того, находится их ребенок здесь или придет в сад через два-три года, или скоро уйдет отсюда в школу, -заинтересовать удается. А прониклись идеей, загорелись - и просить не нужно. У нас есть благотворительный фонд, на счет которого поступают средства от родителей на развитие детского сада. Кстати, в поддержке "Дельфиненку" никогда не отказывают и районная управа, и префектура, и Департамент образования, и Госдума".


Здесь ведется работа по пяти приоритетным направлениям: художественно-эстетическому с экологическим компонентом, физкультурно-оздоровительному, познавательному, коррекционному и социальному. Кроме того, детсад N 2337 является региональной экспериментальной площадкой Центра "Дошкольное детство им.Запорожца" и принимает участие в эксперименте Института питания, апробируя новое, сбалансированное меню.


Еще много чего интересного узнала о "Дельфиненке", проведя там почти целый день. Уходить не хотелось. Впрочем, не мне одной. Время 19.00. Вот уже охранник вышел и демонстративно гремит воротами, вроде запирает. Родители поторапливают своих чад. А те не спешат. Девчушка умоляюще просит папу: "Ну можно я еще чуть-чуть тут побуду?"