Главная >> 5 >> 6

Благие цели

Поворотным моментом в развитии делового сознания является понимание социальной ответственности бизнеса. Другими словами, готовность добровольно вкладывать средства в развитие общества. Одним из способов это сделать является благотворительная деятельность. Она подразумевает не просто передачу денег от сильного слабому, но целую систему экономических и этических отношений между предпринимателями и обществом. Что понимают сибирские компании под филантропической деятельностью и как оценивают уровень развития благотворительности в Сибири?


Энтони Диггеден (в центре) считает, что главное - осуществлять помощь добровольно, а не по требованию закона. Детям из детских домов нужны не только новые вещи, но и общение с неравнодушными людьми"Для нашей компании благотворительность означает социальную ответственность, то есть такую деятельность на благо общества, которую организация осуществляет добровольно, а не по требованию закона", - говорит генеральный директор компании "Восточная техника" Энтони Диггеден. "Понятие "благотворительная деятельность" достаточно широкое, - соглашается начальник отдела маркетинга и рекламы компании "СтройМастер" Татьяна Бобровникова. - Оно складывается из многих составляющих: это и развитие культуры, и строительство сооружений социального назначения, и развитие образования, и т. д. Но пока в нашей компании принято помогать детским домам и организациям, которые работают с инвалидами".


Действительно, формы и методы "благотворения" могут быть различными в зависимости от личных устремлений сотрудников и возможностей компании. Из основных форм благотворительной деятельности - социальная защита населения, просвещение, обучение, правовая защита, экологическая деятельность - в Сибири чаще реализуется первая. Основным объектом филантропической деятельности являются незащищенные слои населения: дети, инвалиды, пожилые люди, многодетные семьи.


"За последние четыре года ООО "Восточная техника" неоднократно оказывало благотворительную помощь детским домам и домам малютки, - рассказывает Энтони Диггеден. - Так, во время празднования переезда в новый офис по инициативе руководства был проведен аукцион, средства от которого пошли на приобретение самых необходимых вещей для детей из детского дома. А подарки детям к Новому году стали уже традиционными".


Холдинг "СТИФ" с 1998 года помогает работе Центра адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом (ЦАДИ). "Главная задача ЦАДИ - предоставить детям все возможные условия, чтобы физический недуг не стал препятствием для полноценной жизни. Решать проблемы центра приходится ежедневно. Часто сталкиваемся с организационными и административными вопросами", - рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу холдинга "СТИФ" Сергей Мышко. С детьми работает и компания "СтройМастер". "Если раньше помогали по мере поступления просьб от детских домов, то сейчас мы взяли шефство над двумя детскими домами (ремонтируем помещения, покупаем необходимую мебель и товары для пользования, устраиваем праздники для детей), - говорит Татьяна Бобровникова. - Это происходит на постоянной основе, в бюджет ежемесячно закладываются средства на данные мероприятия".


Объектом внимания концерна "Сибирь" стали пожилые люди. Несколько лет в День Победы сотрудники лично поздравляли ветеранов и дарили памятные подарки. На протяжении пяти лет компания организует оздоровительные мероприятия для жителей Ленинского района.


У некоторых компаний благотворительная деятельность вышла на качественно новый уровень. Так, компания "Евросеть" в 2004 году учредила Некоммерческую организацию Благотворительный фонд "Евросеть", которая оказывает материальную помощь детям из многодетных и приемных семей. "С января 2007 года Фонд начал свою деятельность в Новосибирске: в салонах связи "Евросеть" установлены ящики для сбора пожертвований, продаются браслеты, все деньги от продажи которых пойдут детишкам из многодетных семей Сибири", - рассказывает РR-менеджер компании Ульяна Смольская.


Еще одними формами благотворительной деятельности являются обучение студентов, поддержка инициатив, способных улучшить в целом качество общественной жизни. Например, концерн "Сибирь" принимал участие в первой в Сибирском регионе коалиционной социальной программе поддержки студенчества "Уникальный ресурс для экономики Сибири". "Общественный Фонд Валерия Червова" два года назад учредил именные стипендии, которые ежемесячно присуждаются пяти лучшим ученикам в каждой из школ 39-го округа Ленинского района.


Менее распространена такая форма благотворительной деятельности, как просвещение. Например, холдинг "СТИФ" к числу приоритетных относит программы, направленные на повышение культурного уровня горожан. Компания активно поддерживает Школу русской традиционной культуры "Лад", которая занимается патриотическим воспитанием детей в Новосибирске, помогает Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, Фонду памяти Володи Женова.


Главная особенность благотворительной деятельности заключается в том, что она всегда подразумевает одностороннюю направленность, полную или почти полную безвозмездность. Готовы ли сибирские компании на такую деятельность? "Основная причина слабого развития благотворительной деятельности кроется в менталитете, - считает Татьяна Бобровникова. - Люди не приучены помогать нуждающимся. Кроме этого, в стране не выработаны механизмы оказания благотворительной помощи, взаимодействия между различными социальными слоями". Развитие благотворительной деятельности в Сибири сдерживают и другие факторы. "Среди основных препятствий - сложности в законодательстве (невозможно, например, просто перечислить деньги нуждающимся, которые сами решат, как их потратить), разрозненность инициативных людей и организаций (совместно можно было бы провести более крупные и долгосрочные мероприятия)", - считает Татьяна Бобровникова. Кроме организационных проблем, существуют и этические. "После оказания помощи необходимо отчитаться - сколько и на что потратили, - говорит Сергей Мышко. - Не всегда это удобно и приемлемо. Несмотря на это, в городе очень многие компании помогают нуждающимся. Просто те, кто делает это искренне, никогда не станут этим кичиться". "Мы не ждем оценки от администрации города либо какого-то поощрения, это не тот случай, когда важно, чтобы тебя оценили, - резюмирует Энтони Диггеден. - Намного важнее помочь нуждающимся, которых, к сожалению, в нашем городе и в целом в регионе очень много. Благотворительную деятельность в Сибири нельзя назвать развитой, ее развитию мешают людское равнодушие, жадность, а иногда - просто нехватка информации о тех, кому нужна помощь. Хотелось бы, чтобы благотворительных акций проводилось больше".


Прямая речь


АНАСТАСИЯ ЯЦЕНТЮК, начальник сектора спецпроектов пресс-службы ОАО "Новосибирскэнерго":


- Благотворительность не направлена на решение острых социальных проблем. Она носит локальный характер. Скажем, помогая детскому дому, вы не решаете проблему детской беспризорности, сиротства. Это безвозмездная помощь на повседневные нужды, и ее объемы варьируются в зависимости от решаемой проблемы. В ОАО "Новосибирскэнерго" существует ряд благотворительных проектов, закрепленных в ежегодно принимаемой Благотворительной программе. Мы шефствуем над детским домом N 1, оказываем материальную поддержку ряду образовательных и духовных учреждений. Подчеркну еще раз: совершенно безвозмездно. И это отнюдь не разовые операции, а постоянное участие в жизни тех, кому оказывается помощь.


На Западе быть социально ответственным - долг каждой компании. Общественная активность предприятия (так называемый индекс социальной ответственности) является важным элементом его инвестиционной привлекательности. Ни одна западная компания не рискнет устанавливать партнерские отношения с фирмой, которая не выделяет деньги на реализацию социальных программ. В России дела обстоят немного иначе. Здесь инвестор смотрит в первую очередь на то, насколько эффективно компания осуществляет свою основную функцию. Показатель ее социальной активности необходим скорее для повышения лояльности к компании со стороны общества.


Но, на мой взгляд, еще одним камнем преткновения развития благотворительности является отсутствие четкого и понятного всем законодательства. Также отсутствует традиция благотворительной деятельности, потерянная в советское время. Скажем, до революции 1917 года Российская империя славилась своими меценатами и благотворителями. Причина номер три: общая нестабильность российского бизнеса, которая приводит к тому, что направлять средства в благотворительные проекты не всегда представляется возможным.


Не надо распыляться на разовые проекты


АНДРЕЙ БАКИН, первый заместитель председателя совета директоров группы компаний "Сибирский аграрный холдинг" (САХО), депутат Новосибирского областного Совета:


- Еще несколько лет назад благотворительная деятельность САХО была достаточно обширной и разнообразной. Но, распыляясь на разовые проекты, мы не могли рассчитывать на значимые результаты. Поэтому было принято решение сконцентрировать социальную работу на двух магистральных направлениях. Первое - это работа по воспитанию нового поколения здоровым. Второе - повышение качества жизни сельских тружеников.


САХО на постоянной основе финансирует детский спортивно-патриотический клуб "Лидер". На сегодняшний день филиалы клуба работают в Новосибирске и некоторых населенных пунктах области, а также Омске и подмосковном Звенигороде. Число воспитанников уже превышает тысячу человек. Все дети занимаются в клубе бесплатно. "Лидер" развивается при поддержке руководителя ГУ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по СФО, генерал-лейтенанта Андрея Ведерникова, и мы можем быть уверены в том, что ценности здорового образа жизни важны для всех воспитанников.


Значительная часть сотрудников САХО - жители сел и деревень. Вообще каждое наше сельское предприятие фактически дает работу жителям целого муниципального образования. И мы считаем, что на нашей ответственности не только обязанность платить людям зарплату, но и необходимость вкладываться в социальную сферу. Чтобы остановить массовый отток людей из деревни в город, нужно целенаправленно работать над повышением престижа сельских профессий, над улучшением качества жизни в селе. Мы стараемся поддерживать одаренную и амбициозную сельскую молодежь. Талантливые выпускники могут получить стипендию САХО и средства на высшее образование при условии, что по выпуску из вуза вернутся в село на одно из наших предприятий. С прошлого года такие программы начали действовать не только в новосибирских, но и в ростовских хозяйствах САХО.


Читая social reports новосибирских компаний, понимаешь, что бизнесмены понимают благотворительность по-разному. В целом производит очень хорошее впечатление, когда первые лица компаний персонально участвуют в реализации социальных программ. По нашему опыту знаю, что в условиях колоссальной занятости крайне сложно выкроить время и запас энергии для проектов, не имеющих непосредственного отношения к развитию бизнеса. Но, если ты лично не ощущаешь значимость своей социальной деятельности, нельзя быть уверенным в том, что она вообще имеет значение.