Главная >> 5 >> 8

СМЕШАРИКИ ИДУТ ПО ШАРИКУ

Похоже, пора поговорить о светлом будущем российской анимации. Конечно, то и дело раздаются гневные и горестные выкрики о том, что на детей сейчас никто не обращает внимания, детский кинематограф находится в плачевном состоянии и наши малыши ничего, кроме Покемонов, уже не видят, не знают и знать не хотят. И в этом есть доля истины, причем немалая.


В то же время недавно руководитель Департамента государственной поддержки кинематографии Министерства культуры РФ Сергей Лазарук представил нашему вниманию такую любопытную статистику: в 1999 году в России было создано всего 5 мультфильмов, в 2000 году - 10, в 2001 - 17, в 2005 - более 100. "В 2006 году на анимацию будет потрачено 278,5 млн. рублей. В этом году мы сможем запустить в производство 85 анимационных картин", - сказал С. Лазарук.


В России стартовал крупномасштабный комплексный детский проект, охватывающий все сферы увлечения подрастающего поколения, "Смешарики". Идеологической основой проекта является социально-культурная программа "Мир без насилия", главная задача которой - воспитание миролюбия у современных детей и подростков. По-моему, более чем актуально.


Все, у кого есть маленькие дети, смотрят, как говорится, "по долгу службы" передачу "Спокойной ночи, малыши" на канале "Россия". Остальные иногда попадают на эту программу, переключая каналы во время рекламных пауз, иногда - из ностальгических побуждений. В общем, всем, кто хоть раз видел в этом году нестареющую детскую программу, знакомы милые мультперсонажи, именуемые Смешариками. Также очаровательные зверушки прописались на канале СТС.


"Смешарики" родом из Санкт-Петербурга. Там над этим проектом работает целая команда профессионалов: ведущий сценарист Алексей Лебедев, ведущий режиссер Денис Чернов, художники Мария Сусидко и Салават Шайхинуров, композиторы Сергей Васильев и Марина Ланда, продюсеры Илья Попов и Александр Герасимов, художественный руководитель Анатолий Прохоров. Само слово "смешарики" придумал детский поэт Игорь Шевчук.


Хронометраж "Смешариков" - шесть с половиной минут. Дольше малыши у экрана просто не выдерживают. Зато за эти минуты они успевают многое узнать и многому научиться. В этих мультисториях нет отрицательных героев, нет агрессии, никто ни за кем не гоняется, не пытается унизить или ударить. Согласитесь, это редкость даже для детского кинематографа и анимации. И столь любимые не одним поколением российских зрителей "Ну, погоди!", и американские "Том и Джерри" полностью построены на том, что кто-то кому-то делает пусть маленькие, но все же пакости. А герои "Смешариков" - пингвин Пин, барашек Бараш, Ежик, ворон Кар-Карыч, мишка Копатыч, кролик Крош, лосенок Лосяш, поросенок Нюша и сова Совунья - просто познают мир, делают свои открытия и этими открытиями щедро делятся со зрителями.


"Главная цель проекта - дать новой России новых героев", - считает художественный руководитель "Смешариков" Анатолий Прохоров. Уже снято 50 серий, всего планируется сделать 200.


Впрочем, энтузиасты из Санкт-Петербурга не ограничиваются лишь анимацией. С их помощью "Смешарики" начинают шагать по стране и завоевывать детские, да и не только детские сердца. Есть у проекта и издательское направление. Выходят несколько серий книг: "Школа Смешариков" (букварик, словарик, читарик), "Соображалки" (веселые ребусы, кроссворды и головоломки), "Круглая книжка" (начальные понятия о цвете, форме, времени суток, мире животных и растений), "Мультколлекция" (книжки по мотивам мультфильмов). С марта 2005 года выпускается и ежемесячный журнал "Смешарики".


Не забыты Интернет и мобильные телефоны. Портал "Смешариков" пользуется большим интересом у подрастающего поколения, общее число посетивших его приближается к миллиону. Разработаны игры и головоломки с персонажами сериала для мобильных телефонов. Уж лучше пусть в них играют, чем в иноземных монстров!


Следующий этап - производство познавательных и обучающих программ для телевидения и на видеоносителях.


В Москве уже действуют 4 игровые комнаты Смешариков. Это когда родители бродят по большому торговому центру, сидят в кафе или в кино, а их дети под присмотром воспитателей и Смешариков могут поиграть, заняться рисованием, лепкой, посмотреть мультфильмы.


Смешарики участвуют в детских праздниках и шоу-программах, благотворительных концертах, фестивалях и акциях.


А вот теперь настало время поговорить о грустном. Детских кинотеатров у нас в стране сейчас практически не существует. Современные мультиплексы предпочитают демонстрировать публике лишь то, что приносит быструю прибыль. И из анимационных проектов под эту категорию может попасть разве что пресловутый американский "Шрэк". Справедливости ради надо отметить, что наш "Алеша Попович и Тугарин Змей" тоже шел в прокате. Но совсем исчезли из практики сеансы с мультсборниками, которые, как сейчас помню, были так популярны в пору моего детства. Невыгодно.


Телевидение тоже огорчает. Интереса ради открываю программу телепередач на ближайшую субботу с целью найти там детские фильмы и программы. Первый канал радует полнометражной анимационной картиной "Тарзан". Ну что ж, и на этом спасибо! По "России" ничего не нахожу. По ТВЦ - "АБВГДейка" (как же я ее в детстве любила, благодаря ей, собственно, научилась читать и писать) и фильм "Принцесса на горошине". По "Культуре" - старый, добрый "Айболит-66". По СТС - в 8.20 "Смешарики". Рановато, конечно, ну ладно. В общем, негусто. Вот снимут в нынешнем году 85 анимационных фильмов, как обещает Сергей Лазарук, а где и когда их увидят наши дети, непонятно. Да что говорить, если старейшую детскую передачу отечественного ТВ "Спокойной ночи, малыши" урезали до четырех минут! Даже коротенькие "Смешарики" в этот формат не помещаются, приходится сокращать. Объясняется все достаточно просто и банально - детскую продукцию запрещено прерывать рекламой. А без рекламы сейчас, как известно, никуда. А вот без детских передач вполне можно обойтись.


"Дети почему-то для государства вообще неудобны. Конечно, лучше снимать детектив или историю о каннибале из Саратова", - сетует художественный руководитель "Смешариков" Анатолий Прохоров. Поэтому стоит, наверное, снять шляпу перед теми людьми, которые делают все для того, чтобы наша анимация жила и выживала.